Aида Джамиева
Познавательное развитие на тему: «Моя семья» в старшей группе.Познавательное развитие на тему: «Моя семья» в старшей группе.
Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые и Задачи: 1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи. 2. Развивать умение рассуждать, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление. 3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи. Методические приемы: Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование. Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», ребус -7Я, семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи. Предварительная работа: - рассматривание семейных фотографий; - заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц; - работа с родителями; - оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»; - беседа на тему: «Что такое семья?». Ход занятия: Воспитатель: Жила-была девочка Маша .У нее была большая семья. Они жили очень дружно. У Маши были родители, бабушка и две сестренки. Когда родители уходили на работу, бабушка оставалась с девочками. Бабушка читала девочкам сказки, загадывала разные загадки и ребусы. Один из них они отправили нам. Давайте, попробуем отгадать. Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его (7я- Семья) Восп.: Ребята, как вы думаете: что такое семья? -(ответы детей) Восп.:Семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Семья-это союз двух людей которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой. Восп.: Откуда же произошло слово семья? Семья — это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра. Восп.: Кто хочет рассказать про своего папу? Какой он? (сильный, умный, работящий умеет все делать сам). Восп.: Кто хочет рассказать про свою маму? Какая она? А скажите, какие домашние обязанности есть у мамы? (Ответы детей.) Восп.: Какими хорошими делами можно порадовать маму? (Ответы детей.) Восп.:А как вы думаете ребята, кто самый уважаемые люди в семье? (Ответы детей) Восп.:Конечно, ребята, это дедушки и бабушки. А у кого есть бабушки и дедушки? (ответы детей) Восп.: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех. Ребята, а как вы понимаете слово пожилой? (Ответы детей) Воспитатель:Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ребята, ваша мама самая красивая на свете. Восп.: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них? Восп.: А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас. Восп.: Вот и получилось у нас большая семья. Физ.Минутка<<Моя семья>> Осенью, весною Летом и зимой Мы во двор выходим Дружною семьею Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку Мама руки поднимает Папа бодро приседает Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева А я самой бегу трусцой И качаю головой. Восп.: У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется генеологическим деревом. (показывает картину с изображением дерева) Какие части деревьев вы знаете? (корни). Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).Кто хочет, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи и рассказать о нем? Дети рассказывают о своих семьях рассказывают кто изображён на фотографиях, как их зовут. План рассказа:- Меня зовут (полное имя);- Мою маму зовут (полное имя);- Моего папу зовут (полное имя);- ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото. Восп.: Спасибо большое нашим ребятам за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно, правда, ребята? Восп.: Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их. Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна». Восп.: Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Ответы детей) Восп.: В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные. Воспитатель : Ребята, а сейчас я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Если я…» Если я тебе мама, то ты мне……? Если я тебе дедушка, то ты мне….? Если я тебе тетя, то ты мне…..? Если я тебе дочка, то ты мне….? Если я тебе сестра, то ты мне…? Если я тебе дядя, то ты мне….? Если я тебе племянница, то ты мне…? Если я тебе внучка, то ты мне…..? Если я тебе крестная, то ты мне….? Молодцы, все справились с заданием Дидактическая игра «Четвертый лишний» Мама, соседка, бабушка, сестра Бабушка, подруга, сестра, мама Сестра, продавец, бабушка, брат Дворник, папа, брат, дедушка. Воспитатель: так зачем человеку нужна семья? Дети: Семья нужна для того, чтобы жалели, хвалили, любили Пальчиковая гимнастика «Семья» • Дома дружная семья: Это – мама, пригибать пальцы начиная с безымянного, Это – я, затем мизинец, Это - Бабушка моя, указательный, Это – папа средний и Это – дед. Большой И у нас разлада нет. Восп.: Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. А сейчас мы с вами нарисуем нашу семью «Моя рука –моя семья». Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья. Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске) Дети под музыку рисуют. Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились. Заключительная часть Воспитатель: а теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч. Что же такое семья? Кто такие родственники? Как люди должны жить в семье? И т. д. Восп.:А вам понравилось занятие? (ответы). Восп.: Я очень хочу, чтобы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения и хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут. Семья. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Литература: 1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2. Развитие связной речи. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
5 мая 2018 в 14:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.